О компании

Процесс создания сайтов от А до Я

Процесс создания сайтов

Процесс создания сайтов, вне зависимости от сложности проекта и выбора исполнителя, практически в 99% случаев идет по одной стандартной схеме. Сегодня мы расскажем, какие существуют стандартные шаги создания сайтов, и какие изменения могут быть внесены в этот процесс. А в качестве вывода обозначим, что значит качество проведенных работ.

Это материал про услугу «Создание сайтов».

Узнать цену

Описание разработки сайта: типовые этапы

Типовой процесс создания сайтов делится на стандартный ряд шагов. Так как практически на каждом подключается отдельный специалист или целая группа, допускается параллельное ведение определенных этапов.

Первый крупный этап разработки — это проектирование, то есть создание определенного проекта будущего сайта, который будет воплощаться посредством всех последующих работ.

Проектирование можно разбить на более мелкие мероприятия.

Определение цели, функционала, вида

Они являются ничем иным, как «фундаментом» разработки. Если основа будет заложена правильно, то процесс существенно упростится.

Цель

Создание качественного проекта (а некачественные не нужны ни заказчикам, ни исполнителям) всегда начинается с определения цели. Достигать ее позволяет выделение ключевого функционала.

Цель — это глобальный смысл создания сайта. Ей практически всегда является повышение продаж и прибыли.

В ряде случаев целью может быть раскрутка нового бренда, продвижение конкретного продукта, создание внутренней системы коммуникаций для филиалов и другое.

Функционал

В зависимости от цели выбирается функционал.

Это могут быть как интерактивные функции (оформление заказов, калькуляторы расчетов и прочее), так и простое предоставление информации, в том числе и контактных данных. 

Вид сайта

Функционал влияет на выбор одного из следующих видов:

  1. интернет-магазин,
  2. корпоративный сайт,
  3. визитка,
  4. промо-сайт,
  5. лендинг,
  6. СМИ,
  7. портал,
  8. сервис.

Более подробное описание каждого вы можете узнать в одном из наших прошлых материалов.

Примеры

Цель: повышение продаж.
Функционал: возможность оформления интернет-заказов на товары или услуги.
Вид: интернет-магазин, визитка, лендинг.

Цель: раскрутка бренда.
Функционал: интерактивные развлекательные материалы — миниигры, тесты, опросы, конкурсы, статьи.
Вид: промо-сайт, информационный портал.

Анализ

Следующий шаг — анализ решений, уже представленных на рынке. Практически всегда, для любого проекта, существуют готовые аналоги.

Вам, без необходимого уровня знаний, может быть тяжело оценить их удачность и эффективность. За вас это сделают менеджеры компании-исполнителя.

В то же время, если вы точно знаете, на каких конкурентов должен быть похож ваш проект, обязательно укажите ссылку на него. Это позволит существенно сократить время на подготовку и упростить процесс в целом.

Качественный анализ, проведенный со знанием дела, позволяет определить и использовать сильные стороны конкурентов и обойти их недостатки.

Кроме того, на этом этапе важно определить целевую аудиторию проекта, так как в зависимости от возраста и пола меняются не только интересы, но и способ восприятия информации и поведение.

Техническое задание

На основании полученных данных составляется техническое задание (ТЗ).

ТЗ — официальный документ. Его наличие — страховка обеих сторон, что особенно необходимо при сотрудничестве с маленькими, неизвестными компаниями и частными разработчиками-фрилансерами.

Имея под рукой техническое задание, тщательно проработанное и согласованное обеими сторонами на подготовительном этапе, вы, как заказчик, можете быть уверены в точности исполнения работ. Разработчик, в свою очередь, получает гарантии того, что ваше видение кардинально не изменится на финальных этапах.

Все последующие действия до самой приемки проекта должны строго соответствовать ТЗ. Однако зачастую работы отходят от него по инициативе одной или обеих сторон. Главные негативные последствия этого — увеличение сроков.

Дизайн

Следующий шаг — создание дизайна главной и всех остальных страниц. Уже здесь вы сможете визуально оценить оформление и размещение всех функциональных блоков.

В зависимости от условий разработки, используемой системы управления содержимым (CMS) и договоренности, данный этап может выглядеть по-разному. 

Макет

Классический процесс создания сайтов включает стадию макетирования — поэтапную отрисовку дизайна. 

В этом случае дизайнер, основываясь на собранных данных и ваших требованиях, вручную делает набросок главной страницы на листе бумаги, где схематично отражает положение блоков и отражает идеи выбора иллюстраций. Затем подобным образом прорабатывает и остальные страницы, так как их структура всегда отличается.

В дальнейшем этот набросок перерабатывается в графическом редакторе, чаще всего, в Photoshop. Результат предоставляется вам в виде jpg или других графических файлов.

Несмотря на полное отсутствие функционала, вы уже можете оценить общий стиль оформления и при необходимости попросить внести изменения.

Контент на данном этапе чаще всего еще не готов, поэтому дизайнеры используют так называемый «рыбный текст» — бессодержательный набор слов. Его цель – показать размер, формат и положение текстовых блоков, а также внешний вид выбранного шрифта. Полностью игнорировать размещение текста не следует.

Далее макеты либо отправляются на доработку и проходят несколько итераций согласования, либо отдаются другому специалисту в PSD-формате для осуществления верстки.

Дизайн из каталога

Второй вариант получения дизайна – выбор готового решения из каталога разработчика.

Некоторые компании имеют специальное портфолио, где собраны готовые варианты дизайнов. Останется только разместить на них ваш логотип.

Использование такого дизайна обходится значительно дешевле, чем его создание с нуля.

Бесплатный и шаблонный дизайн

В ряде случаев для удешевления и ускорения процесса может использоваться стандартный дизайн, предоставляемой вместе с CMS или подбирается одна из бесплатных тем оформления.

На главной странице размещается ваш логотип и, если это предусматривает тема, производится «подгонка» ее цветового оформления к вашему корпоративному стилю.

Для крупного интернет-магазина или официального сайта компании, этот вариант практически неприемлем, так как узнаваемость оформления – один из ключевых факторов успеха.

Верстка

Верстка – это переработка статичной картинки итогового дизайна в html-страницу.

Впрочем, помимо языка разметки, здесь используются и другие технологии, такие как CSS-стили и использование полноценного языка программирования JavaScript.

Именно на этом этапе простые элементы изображения обретают функционал, например, появляются выпадающее меню или анимированные фотогалереи.

Верстальщику необходимо обеспечить следующее:

  • Одинаковое отображение сайта во всех популярных браузерах – кроссбраузерность. Из-за различий в используемых технологиях и методах обработки кода, некачественная верстка может прекрасно выглядеть, например, в Google Chrome, но «поехать» в Internet Explorer.
  • Возможность «безболезненного» удаления или добавления контента на страницу – гибкость верстки.
  • Автоматическую подстройку страниц под экраны мобильных устройств и экранов с малым разрешением – адаптивность. Современные проекты редко требуют создание отдельной мобильной версии. Если в самом начале была выбрана соответствующая CMS, и это учтено при верстке, даже обычная версия будет правильно отображаться на смартфонах и обеспечит должное удобство использования.
  • Соблюдение принятых стандартов верстки.
  • Оптимизация кода для увеличения скорости отображения страниц.

Программирование

Программирование является наиболее ответственным этапом в процессе создания. Именно здесь производится реализация всего функционала и настройка панели администратора.

Сейчас сайты больше не пишутся «с нуля». В основе даже наиболее сложных и крупных проектов лежит CMS. Это может быть как платная и мощная система («1С-Битрикс»), бесплатный аналог (WordPress) или собственное решение (Fastsite).

Соответственно, перед началом работ специалисту необходимо установить выбранную CMS на сервер, после чего приступать к ее настройке для достижения соответствия поставленной задаче и вашим требованиям.

Разработчик обеспечивает полноценное функционирование сверстанного дизайна, настраивает обмен с базами данных, где хранится информация о зарегистрированных пользователях, ассортименте товаров и заказах, и настраивает панель администратора, в которой беспрепятственно будут работать ваши контент-менеджеры или вы сами.

Добавление функциональных модулей и другие действия по настройке требуют дополнительного программирования. Соответственно, специалист должен знать один или несколько языков программирования (PHP, С++, Java, Perl и других).

Тестирование

Казалось бы, работы уже завершены, но впереди еще несколько немаловажных шагов. Один из них – тестирование.

Оно может выполняться как на стороне заказчика, так и проводиться самим исполнителем непосредственно перед сдачей проекта.

Основная задача – убедиться, что все модули функционируют должным образом, а страницы правильно отображаются на любом из устройств, независимо от браузера и размера экрана.

Выявленные в процессе тестирования недостатки устраняются.

Контент

Параллельно с программированием производится создание контента.

Контент – это то, что видит пользователь, то есть текст, иллюстрации, видео, инфографика и прочее.

Производство контента не менее важно, чем другие шаги создания сайтов. Именно он напрямую влияет на поведение пользователя. Например, от качества текста и привлекательности иллюстраций зависит, заинтересует ли посетителя ваша услуга, или он предпочтет обратиться к конкуренту, чей контент вызвал больше доверия.

Также контент тесно связан с базовой поисковой оптимизацией. Она поможет вам небольшими усилиями оказаться в поисковой выдаче по соответствующему запросу.

Создание карты сайта

Вторым способом улучшить позиции сайта в поиске является создание карты сайта (sitemap) — специального файла, где будет описана структура всех разделов и расположение страниц. Особенно такая карта полезна для больших проектов, состоящих из сотен или тысяч отдельных страничек. Без карты их обход роботами может затянуться на долгие месяцы, что крайне нежелательно.

Карты можно разделить на 2 вида: HTML и XML.

Первая создается исключительно ради удобства пользователя, чтобы он мог быстро найти необходимый раздел и сразу перейти в него по расположенной в карте ссылке. Однако для поисковых роботов такая страничка практически бесполезна.

Поисковый робот – специальная программа, принадлежащая одному из крупнейших поисковиков («Яндекс», Google и другие). Она непрерывно, в автоматическом режиме, занимается обходом всех открытых ему страниц интернет-ресурсов. Каждая анализируется согласно сложным алгоритмам. Страница с качественным, уникальным и полезным для пользователей контентом попадает в поисковую выдачу.

Именно для них создается вторая карта в XML-формате. Ее не требуется размещать в видимой пользователю части сайта, достаточно указать путь в файле robots.txt.

Создать такую карту можно вручную, или, если сайт очень большой, с помощью специальных автоматизированных сервисов.

Запуск

По завершению вышеописанных работ, ваш сайт будет готов к запуску. Сама же процедура запуска сводится к открытию его для посещения поисковыми роботами и началу привлечения клиентов.

Многие ошибочно ждут ощутимого притока клиентов сразу после запуска. На самом деле, все гораздо сложнее и повышения продаж не добиться без грамотного интернет-продвижения.

Продвижение

Ни одно описание разработки сайта не должно обходиться без упоминания важности продвижения.

Чтобы успешно конкурировать с аналогичными интернет-решениями, крайне необходимо качественное продвижение.

Один из самых простых вариантов, уже затронутый нами – это базовая поисковая (она же SEO) оптимизация, то есть создание контента, привлекательного не только для пользователей, но и для поисковых роботов.

Качественный контент, созданный согласно требованиям поисковиков, является лишь одним из способов продвижения, позволяющим оказаться на первых позициях в поиске.

Эта тема достаточно обширна и находится на границе с маркетингом. В данном материале мы не будем раскрывать ее. Более подробную информацию о продвижении и рекламе вы можете узнать из нашей прошлой статьи – «Реклама сайта. Как гарантировано повысить продажи»

Альтернативные методы разработки

Не стоит считать вышеуказанное описание разработки сайта идеальным и единственно верным. Некоторые исполнители имеют собственный подход и видоизменяют процесс на основании своего опыта.

Например, мы в Cetera, в целом, не рекомендуем использование разработки по ТЗ, но прибегаем к ней по желанию заказчика.

Наш опыт показывает, что гораздо более эффективными оказываются методологии поэтапной разработки «Сайт» и «Сайт+», позволяющие вам видеть и контролировать промежуточные итоги.

Второй вариант – комплексное обслуживание. Он включает не только полный список работ по созданию, но и комплекс мер по продвижению, развитию и поддержке.

Поддержка сайта – это гарантия его работоспособности и доступности. Все найденные недочеты устраняются в кратчайшие строки.

Развитие – улучшение функционала и наполнения с учетом современных требований и аналогов, привлечение клиентов.

И последнее решение, незаменимое в отдельных случаях – методология «Быстрый старт». Сайт запускается всего за 10 минут и развивается под строгим контролем поведения посетителей.

Данная методология – лучший выбор, если вам необходимо максимально быстро занять позиции на рынке, обогнать конкурентов или успеть к конкретной дате.

Понятие качества

Как определить качество итогового продукта и всех проведенных работ?

В целом, об успешности выполнения можно судить, если одновременно выполнены три условия:

  1. Задача исполнена с соблюдением всех требований.
  2. Достигнуты цели, определенные на этапе планирования.
  3. Вы довольны работой исполнителя и сотрудничеством с ним.

Кто касается непосредственно качества готового проекта, то на него можно посмотреть с двух точек зрения – субъективной и объективной.

Субъективная – соответствие конечного результата с вашим ожиданиям. Они, в свою очередь, обычно складываются из множества факторов: от качества сервиса до цены.

Основная проблема в том, что вы, особенно на первых порах после запуска, сможете оценить сайт только с точки зрения «нравится / не нравится». При этом может получиться так, что проект за 50 тысяч рублей из-за своего уникального, яркого дизайна покажется вам гораздо лучше, даже если его показатели эффективности (привлечение клиентов, статистика продаж) будут равны шаблонному сайту с небольшими доработками, созданному за 5 000.

Объективная оценка работ и конечного результата основывается на определенных показателях, не зависящих от вашего вкуса:

  1. Четкое следование исполнителя утвержденному ТЗ.
  2. Удобство использования для посетителей.
  3. Простота и понятность системы управления для контент-менеджеров и администраторов.
  4. Удовлетворение потребностей целевой аудитории.
  5. Высокие показатели посещения и конверсии, отслеживаемые в специальных инструментах. Повышение продаж, рост потока покупателей.
  6. Гарантия на работу.

В двух словах: сайт должен «работать», даже если цветовое оформление или дизайнерские решения не кажутся вам идеальными.

Вывод

Вы узнали, как выглядит классический процесс создания сайтов и узнали, что для достижения качественного результата его соблюдение не всегда обязательно. Эта информация позволит вам точнее оценивать сроки, необходимое количество ресурсов и логичность ценообразования, что качественно скажется на взаимопонимании с представителями компании-исполнителя.

Автор