Предприниматели не всегда знают об отличиях в разработке решений электронной коммерции для B2B и B2C сегментов. Хоть они и знакомы с принципами B2B, они часто забывают про них, создавая продукты электронной коммерции. В начале разработки оптовой платформы или другого онлайн-решения для оптового сегмента рынка эта ошибка приводит к дополнительным финансовым и временным затратам и может стать препятствием для запуска B2B-проекта.
Главное отличие между проектами B2B и B2C заключается в клиенте. Проекты электронной коммерции B2B — это решения для постоянных клиентов. У них большой оборот бизнеса и специфические потребности. В B2B приходится управлять розничными магазинами, филиалами или другими сетями, минимизировать затраты на финансирование и время на стандартные действия, управлять ценами, определять роли персонала в проекте, обеспечивать непрерывный рабочий процесс и т. д.
В то же время бизнес-процессы оптовиков должны оставаться стандартизированными и следовать определенным «правилам игры», чтобы все участники цепочки B2B могли работать комфортно и в духе сотрудничества. В статье мы разберем основные требования, которые отличают платформу оптовой электронной коммерции (B2B) от платформы розничной электронной коммерции (B2C). Учитывая все эти требования, веб-проект B2B становится эффективным инструментом для пользователей и менеджеров проектов.
Специфика электронной коммерции в B2B-секторе.
Точность, содержание и качество распространения предоставляемой информации — важные особенности электронной коммерции в B2B-секторе. В бизнесе покупатели обычно проверяют не менее шести каналов информации, прежде чем принять решение. 65% покупателей испытывают полное разочарование при анализе противоречивой информации. Некачественный или отсутствующий контент негативно влияет на доверие к торговой площадке или сайту электронной коммерции. Поэтому вы должны предоставить последовательную и полную информацию о своем источнике.
Еще одна особенность — увеличение доли мобильного трафика. Около 50% продаж в электронной коммерции осуществляется через мобильные устройства. И этот показатель продолжает стабильно увеличиваться. Следовательно, необходимо адаптировать свои онлайн-ресурсы для мобильных устройств (смартфонов и планшетов).
Важен также баланс между лояльностью клиентов и доступностью для B2B-сектора. Это позволяет обеспечить комплексное обслуживание клиентов. Поэтому стоит вывешивать руководства по продукции, оказывать техническую и информационную поддержку и публиковать ответы на часто задаваемые вопросы. В противном случае ваши конкуренты будут рады сделать это.
Различия электронной коммерции B2C и B2B.
Интернет-магазин или веб-портал B2B отличается от обычного интернет-магазина. Это специальная платформа для взаимодействия с другими компаниями: партнерами (реселлерами, дистрибьюторами), бизнес-клиентами или другими компаниями. Основная цель — ускорить обработку крупных заказов и сократить количество ошибок. Клиенты B2B — это профессиональные покупатели, которые приобретают товары в коммерческих целях: для перепродажи или для внутреннего использования.
Различия между целевой аудиторией и потребностями будущих пользователей приводят к различиям в пользовательском интерфейсе и функциональных возможностях интернет-магазинов для оптовиков и розничных торговцев. Поэтому перед созданием B2B-портала важно четко определить, какими именно функциями, специфичными для оптовиков, должна обладать ваша онлайн-платформа.
1. Требования к авторизации.
Особенность B2B-портала заключается в том, что он представляет собой замкнутый цикл. Это означает, что он закрыт для внешних пользователей, и покупатели должны пройти предварительную авторизацию и получить доступ. Личный кабинет портала B2B должен содержать онлайн-форму, в которую можно ввести данные покупателя, которые могут быть использованы для идентификации потенциального клиента.
2. Специфичный личный кабинет.
Личный кабинет в розничном магазине ограничивается возможностью выбрать адрес доставки и способ оплаты, но для портала B2B этого недостаточно. Он должен позволять администратору клиента видеть статус всех своих заказов, работать с документами и переключаться с одного устройства на другое в соответствии со своими потребностями. В личном кабинете должно быть разделение прав («менеджер» видит все данные компании, «администратор» — только те заказы, за которые он отвечает, а «аудитор» — необходимые финансовые документы).
3. Заявка на потребность.
Компании-производители часто собирают «предварительные заказы» от дистрибьюторов, розничных торговцев или других деловых партнеров на продукцию, которая будет произведена в ближайшем будущем. Этот процесс обычно не автоматизирован, и такие заказы необходимо вводить вручную.
На портале B2B процесс может быть настроен таким образом, чтобы доставка товара начиналась сразу после того, как торговый партнер выполнит заказ. Таким образом, производители могут планировать загрузку производства на основе фактического спроса клиентов и сократить количество нереализованной продукции.
4. Работа с каталогами продукции.
Все интернет-магазины стараются сделать заказ товаров онлайн более простым и удобным для покупателей. Интернет-магазины должны иметь возможность загружать меню в формате Excel, создавать списки выбора для заказа аналогичных товаров и выбирать похожие товары, если нужного товара нет в наличии или он в дефиците. Необходимо внедрить удобную систему поиска по каталогу, чтобы покупатели могли вручную искать то, что им нужно.
В то же время каталог продукции должен быть представлен в упрощенной форме, без больших изображений и описаний. В идеале должна быть возможность использовать каталог в стандартном формате электронной таблицы, что особенно важно для оптовиков, заказывающих одновременно большое количество продукции.