О компании

Удалённая работа — наконец-то прорвало

В связи с пандемией коронавируса все вокруг пишут тексты про удалёнку. Наверно, я тоже должен выпустить вдохновляющий монолог о том, что за удаленкой будущее.

Но, честно говоря, не вижу, что в этом вдохновляющего :-) 

Потому что для меня и для Cetera Labs это уже давно наступившее настоящее.

Наш первый офис мы открыли в 2005.

Когда в 2010 нас было 25 человек, мы занимали 200 метров и, казалось, что уже пора подбирать себе здание. И вдруг как-то быстро стало понятно, что найм в офис сдерживает наше развитие. Услышьте эту мысль. Найм в офис сдерживает развитие.

А хозяйственное обслуживание офиса (вот эти все креативные ремонты, локальная сеть, обслуживание компьютеров, да и просто уборка в конце концов) стоят вообще неиллюзорных денег. И занимает кучу времени руководителя компании. Слышали бы вы как я ржал, когда примерно в 2017 году коллеги по цеху хвастались новыми ремонтами в своих офисах. Ничего смешнее не видел — директор IT-компании в роли прораба :-)

Пока мы думали об этом, у нас уже стало 2 офиса в разных концах города, суммарно мы занимали метров 300 и стоило нам это около 5% выручки компании.

И в 2013 мы начали массово нанимать удаленно. А сотрудникам в офисе разрешили работать из дома с простым уведомлением в ленте новостей.

Уже к 2015 году нас было 70, а офис оставался всё тем же. Практически все новички работали из других городов.

В 2016 мы отменили уведомления и перешли на свободное посещение офиса.

Сейчас мы занимаем всего 90 метров офисных площадей на 250 сотрудников и, честно говоря, у нас тут очень много свободного места.

Чтобы масштаб нашей наглости бы понятнее, подчеркну некоторые моменты:

  • В офисе у нас только 1 проектный менеджер и то случайно.
  • У нашего директора по развитию бизнеса и соучредителя компании нет постоянного рабочего места.
  • У меня было до недавнего времени, но после перевода старшего сына на дистанционную учёбу смысла приезжать в город у меня больше нет и своё место я тоже разобрал.

Разберем типовые возражения

Нам часто говорят, что офис нужен для упрощения коммуникаций. При этом все сидят в чатах в пределах 1 кабинета. Я не видел ничего проще, чем набрать коллегу по телефону и переговорить. Да, голосом. Да, по телефону. Это очень быстро и очень эффективно. А если беспокоят прерывания, так абонент может выключить телефон, это его право, представьте себе. Да, вот так просто. 

И совещания. Зачем всем собираться в переговорке, если Skype и Zoom и быстрее, и не требуют оплаты переговорки, и позволяют обмениваться данными прямо в процессе разговора. А ещё пассивные слушатели в ходе планерки могут заниматься своей работой.

Говорят, личные коммуникации позволяют лучше управлять. Простите, но «вызвать сотрудника в кабинет к руководителю, чтобы выдать поручения» — очень устаревшая практика менеджмента. Её много веков назад изобрели.

А ещё нам все рассказывают, что офис нужен, чтобы контролировать занятость сотрудников. Наверно, те же самые люди при переходе на удалённую работу начинают вести видеозапись мониторов сотрудников. Простите, но если вам надо так контролировать занятость, то это или проблемы с мотивационной схемой, или с головой.

А, да. Командообразование же. Офис нужен для командообразования. Простите, но я не верю в командообразование при наличии выстроенных бизнес-процессов и должной материальной мотивации. Если понятно как всё работает в компании, ей не нужен дух, дружба и вот это всё. Она работает как часы за справедливую рыночную оплату. А если процесс начинает сбоить, его пересобирают. Всегда считал и остаюсь при мнении, что командообразование нужно, чтобы меньше платить. Вау, у нас команда, побежали к светлому будущему. Вот это всё.

Друзья, мне через неделю сорок лет. У меня большая семья. Я с ними хочу время проводить и дни рождения отмечать. Какое командообразование в офисе, вы о чем вообще. И у нас тут в большинстве своём взрослые люди работают. Со своими интересами и увлечениями. На последние в нашей истории отмечания нового года даже из офисных сотрудников приходила от силы половина.

Инфраструктурные глупости

  1. Куда же будут звонить клиенты? В виртуальную АТС.
  2. Где же мы посадим секретаря? Если он вам нужен… А нужен? А точно? Там же, где и всех остальных. Где он сам захочет, пусть там и сидит.
  3. А серверную для мы где построим? А вы её в офисе на радость проверяющим решили разместить? Серьезно?
  4. А где же мы будем встречаться с клиентами? Ну, снимите переговорку на часы в приличном месте, если вам это действительно нужно. 

Требования сотрудников

А куда же мы будем ходить на работу? А у нас дома нет возможности работать. У нас дети. У нас собака. У нас нет рабочего места.

Мой ответ на это простой — аренда стола в ближайшем коворкинге будет стоить вам дешевле, чем ежедневные поездки на работу.

А для нанимающего руководителя, особенно в IT — сотрудник, у которого нет дома рабочего места, вызывает больше вопросов, чем желания нанять его на работу. Это по-меньшей мере подозрительно в наши дни.

Я к эти пожелания трактую исключительно как «куда мы будем надевать наряды» и «где ещё мы будем знакомиться». Ребята, решайте ваши личные проблемы сами. Мы собрались здесь чтобы зарабатывать деньги, а не устраивать личную жизнь, в конце концов. Хотя, кстати, 3 или 4 пары у нас тут успели образоваться и создать ячейку общества.

В общем, все нематериальные аспекты наличия офиса я отношу к слабости менеджмента.

Офис нужен

Единственный случай, когда я готов признать, что офис необходим — сложный производственный процесс, требующий редкого дорогого оборудования с нетривиальным монтажом. Но это называется не офис, а кухня, лаборатория, завод и т.д. Давайте называть вещи своими именами.