Веб-разработчики давно не способны нанять готовых программистов. Единственный способ найма готового разработчика — перекупить его у конкурента. А поскольку на 1 кадровой поляне с веб-разработчиками играют гиганты типа Mail, Яндекс, Avito… , то конкуренция по ценам заведомо проиграна. Ну и никто не хочет ценовой войны перенайма. В ней не выиграет никто. Это понятно всем, кроме HR-менеджеров у гигантов, у которых деньги не свои, а KPI надо выполнять.
Дефицит готовых программистов невероятный. ВУЗы и колледжи даже близко не закрывают потребности. Первая волна онлайн-курсов считай, что провалилась (конкретное прикладное умение верстать и соответствующий сертификат даже близко не делают человека готовым разработчиком). Нахлынувшая в 2017-2018 волна якобы подготовленных разработчиков из южных республик СНГ тоже погоды не сделала — бестолочи, профессионально подготовить и адаптировать не удалось.
Решение проблемы найма разработчиков — только обучение. Причем, строго с наймом и зарплатой в той или иной форме.
Как, в основном, поступает рынок
Компания берет ненулевого стажёра (условно, умеет верстать, собирал сайты на open-source CMS, уже как-то знает PHP) и учит его методом наставничества через делегирование простых задач на клиентских проектах.
Преимущества схемы
Через 2-3 месяца из такого стажёра уже получается условный младший программист, которому, например, можно поручить сборку корпоративного сайта и он справится.
Недостатки схемы
На наставничество из полноценной работы выключается сотрудник не ниже среднего программиста. А средний программист вполне может собирать интернет-магазины или полностью вести 1-3 проекта. На 1 среднего программиста можно повесить 2-3 стажёра, не больше. Таким образом, скорость обучения стажёров относительно высокая, но пропускная способность схемы очень низкая. Цена вопроса также является недостатком схемы. В 2018 мы опросили около 20 компаний из первой сотни русской веб-разработки и все они тратили от 150 000 до 300 000 рублей на превращение стажёра в младшего программиста. Потери учитывались. Не все стажёры доходили до аттестации на младшего. Обучать можно только в офисе. Мы не слышали об успешных кейсах наставничества по Skype. И участники рынка отмахиваются от этого варианта и не хотели его даже обсуждать.
Как поступает Cetera
Берем нулевого стажёра (немного умеет верстать, может собрать сайт на конструкторе, прочитав документацию). Кидаем его сначала в цепочку курсов. И одновременно в самые простые задачи по публикации текстов на сайты.
Подробности — в описании нашей стратегии обучения, там часто меняются нюансы, пересказывать не буду. И за 4,5 месяца мы делаем из стажёра веб-мастера+. Это такой недомладший программист, который уже передается в группы. И его квалификации вполне достаточно для сборки корпоративного сайта в индивидуальном дизайне.
Параллельно у нас обучается 4 потока по 5 человек, поток стартует каждый месяц. Потери от стажёра до веб-мастера+ составляют 50%.
На 20 параллельно обучающихся стажёров у нас занят на полставки всего 1 младший программист, который лишь отчасти их консультирует. В основном, решает оргвопросы. Стажёр стоит нам 12 000 рублей в месяц, веб-мастер 17 000, веб-мастер+ 23 000.
Стажёру на обучение выделяется 4 часа в день. Веб-мастеру — 1 час в день и полные две недели на внешний курс по PHP (мы используем Hexlet).
Итого стажировка обходится нам примерно в 3 500 (стипендия за стартовый недельный курс по работе в компании) + 12 000 × 2 месяца × 0,5 ставки + 17 000 × 2 / 8 (1 час в день) + 17 000 / 2 (стипендия на время учебного отпуска на Hexlet) = 28 250 рублей.
Потери — примерно половина, все на этапе стажёр, так что справедливо приплюсовать ещё 3 500 + 12 000 × 2 месяца × 0,5 ставки = 15 500.
Итого на стипендию стажёру за 4,5 месяца — 43 750 рублей.
И половина зарплаты младшего программиста с надбавкой — 35 000 / 2 / 20 человек = 875 рубля в месяц, 4,5 месяца, 3 938 за весь цикл обучения.
И ещё цена внешних курсов. Около 1 700 рублей на 1.
В общем, со всеми допущениями мы укладываемся в 43 750 + 3 938 + 1 700 = 49 388 рублей за обучение стажёра. Из которых основная масса денег — собственная стипендия стажёра и минимум внешних платежей.
И, фактически, не имеем ограничений в числе стажёров.
Кроме того, схема линейна, дайте нам ещё бюджет, мы увеличим число стажёров пропорционально. Не отвлекая значимое число программистов на подготовку новичков.
Преимущества схемы
Низкая цена, высокая пропускная способность, обучать можно дистанционно — загрузка наставника невелика (он у нас успевает ещё 1 проект «под ключ» делать), широкий доступ к кадрам — можно принимать на учёбу дистанционно, из любого региона.
Недостатки схемы
Относительно более длинный срок, чем у конкурентов. Но это нивелировано тем, что цена всё равно ниже.
Обучение без стипендии
Дополнительно к основной схеме у нас есть бесплатное стажёрство, т.н. «низшая лига». В неё попадают стажеры с относительно более слабыми резюме и плохо выполненными тестовыми. А также все спорные кандидаты, не полностью соответствующие нашим представлениям о прекрасном.
Распределение стажёрских резюме сейчас составляет примерно 50% — высшая лига, 40% — низшая, 10% — отказ по резюме.
Эти ребята сейчас учатся 1 месяц за свой счёт, в случае успешного освоения программы они гарантированно переводятся на оплачиваемый трек, причем сразу на второй месяц стажёрства.
Пока рано говорить, что в бесплатном потоке мы как-то преуспели, но им мы уже сокращаем потери стажёров. Кто-то отвалился с платного трека, мы заменили его самым успешным с бесплатного.
Ещё бесплатный поток помогает нам отчасти решать проблему возрастных потенциальных коллег, которые хотят сменить работу. На нашу стажерскую стипендию менять свой доход они не готовы, хотят совмещать, пока не дорастут до своей текущей зарплаты. И бесплатный трек сглаживает им провал по уровню дохода. Но слабо помогает, конечно. Очень тяжело с 30 000-50 000 рублей на год провалиться в 17 000-30 000.
Обучение за счёт студента
:-) Это было бы прекрасно, но это пока не наш бизнес.