О компании

Особенности маркетплейсов

Особенности маркетплейсов

  1. Раздельный заказ — товары из одного заказа попадают к разным продавцам.
  2. Сборная логистика — расчёт стоимости доставки, исходя из расположения товаров на разных складах разных ритейлеров.
  3. Доступ к управлению каталогом для участников.
  4. Интерфейсы объединения товарных предложений в одной карточке товаров.
  5. Часто централизованное описание товаров.
  6. Повышенные требования к нагрузке в связи с более высокой посещаемостью, чем у обычного магазина.

Программное обеспечение для маркетплейсов

  1. Fastsite — бесплатная российская open-source CMS с дополнительным коммерческим модулем для организации маркетплейсов.
  2. CS-Cart Multi-Vendor — коммерческий коробочный движок для создания онлайн-маркетплейсов, где вы управляете маркетплейсом, а приглашенные продавцы выставляют свои товары на общей витрине.

Рынок электронной коммерции в России растет. Покупать в интернете становится проще и выгоднее. Во-первых, покупатели могут быстро оценить предложения от множества продавцов и выбрать то, что соответствует их ожиданиям. Во-вторых, данный сегмент получает внимание целевой аудитории и эффективно выстраивают бизнес-процессы.

Среди множества вариантов организации продаж через интернет, одним из самых удобных, как для покупателя, так и для продавца, является маркетплейс. О том, что это такое и в чём заключаются особенности современных маркетплейсов, читайте далее.

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс — это интернет-площадка для продажи продуктов и услуг. Некоторые из них сосредоточены на определённой тематике, другие не ограничиваются категориями и сотрудничают со всеми продавцами. Главная роль маркетплейсов состоит в том, чтобы соединять производителей с их целевой аудиторией.

Они выступают в роли посредников. Не существует однозначных критериев, определяющих область ответственности маркетплейса. Это может быть как просто сайт в интернете, который содержит список товаров от разных производителей и ссылки на них, так и полноценная система по приему заказов, оплате, доставке и организации технической поддержки.

От роли, которую маркетплейс играет в цикле продаж, зависят и условия, на которых он сотрудничает с поставщиками. Наиболее частыми являются следующие виды контрактов:

  • Абонентская плата — фиксированная сумма, которая перечисляется каждый месяц или квартал
  • Комиссия за операции — фиксированная сумма или процент, вычитаемый за каждую проведенную транзакцию
  • Процент от продаж — процент от общей стоимости реализованной продукции

Эти паттерны сотрудничества не являются взаимоисключающими. Сайт может брать с поставщика одновременно комиссию за каждую проведенную операцию и процент за определенный период. От этого и зависят особенности взаимодействия, по которым происходит выстраивание стратегии ведения маркетплейсов.

Стандартные бизнес-процессы

Есть классический цикл заказа, которого придерживаются большинство маркетплейсов:

  1. Клиент заходит на сайт и выбирает нужные наименования.
  2. Маркетплейс принимает заказ и передаёт данные одному или нескольким поставщикам.
  3. Поставщики организуют доставку.

На каждом из этих этапов могут добавляться свои модификации. Особенности любого маркетплейса сводятся к проведению определенной маркетинговой политики и продвижению бизнесменов, с которыми у них наиболее выгодные условия контракта. Принятие заказа не обязательно ограничивается регистрацией данных пользователя. Сайт может иметь собственную систему оплаты и перераспределения прибыли. Так он берёт на себя полную ответственность за получение денег от покупателей и расчет с продавцами.

Что касается доставки, часто клиенты хотят сами выбирать, как именно им удобнее получить свой заказ. Большинство интернет площадок просто привлекают сторонние сервисы, такие как «Почта России», или частные почтовые службы. Однако есть и крупные компании, которые имеют свою сеть с курьерами и пунктами выдачи. За это они берут дополнительную комиссию, поэтому наличие налаженной системы доставки увеличивает стоимость контракта.

Какие преимущества у покупателей?

Особенности для покупателей, касаясь маркетплейсов, имеют огромные преимущества по сравнению с другими видами шоппинга:

  1. Лёгкий поиск. Среди тысяч наименований и продуктовых линеек на сайте, пользователь может за несколько секунд найти то, что ему нужно, воспользовавшись встроенной системой поиска. В тех случаях, когда человек не уверен, что именно он ищет, есть возможность воспользоваться системой фильтров, чтобы сузить круг поиска.
  2. Большой выбор. На маркетплейсах часто присутствуют товарные единицы из одинаковых категорий, но от разных производителей. Покупатель может легко сравнивать схожие товары и выбирать наиболее подходящий по качеству и выгодный по цене. Для этого ему не нужно отдельно изучать сайты разных поставщиков, всё находится в одном месте.
  3. Программы лояльности. Покупая продукцию независимо у разных продавцов, человек редко достигает того порога, когда он может получить существенную выгоду от их программ лояльности. Однако если делать то же самое через маркетплейс, можно хорошо сэкономить, так как часто подобные платформы имеют свои системы баллов и накоплений. Клиент может получать выгоду от программы лояльности, не ограничиваясь одним производителем.

Перечисленные особенности для маркетплейсов привлекают немалое количество клиентов. Это становится причиной того, что многие владельцы бизнеса тоже проявляют к ним всё больший интерес. И не зря, ведь для них тут тоже есть очевидные выгоды.

Какие преимущества у продавцов?

Особенности распространения товаров от маркетплейсов имеют множество преимуществ перед независимой торговлей:

  1. Система рекомендаций. Если покупатель потенциально заинтересован в вашем продукте, от сможет очень легко его найти. Если же вы сами хотите провести активную кампанию по привлечению новых клиентов, сайт сможет сделать так, чтобы объявления были показаны только целевой аудитории, и будут максимально эффективны.
  2. Открытый рынок. Проблема малого бизнеса заключается в том, что даже имея преимущество в качестве, их сложно конкурировать с большими корпорациями и их рекламными сетями. На маркетплейсе нет никаких барьеров. Клиент видит два товара и покупает тот, что более выгоден по соотношению цены и качества. Если ваш товар действительно конкурентоспособен, он найдёт свою аудиторию.
  3. Простота. Многие маркетплейсы берут на себя полную ответственность за работу с клиентами. Они сами контролируют оплату, доставку, поддержку и прочие бизнес-составляющие. Производителю остается только заниматься своим делом и продолжать поставлять нужный товар или услугу.

Каждый продавец заключает контракт с интернет-площадками на своих условиях, поэтому особенности эффективной работы с маркетплейсами могут различаться. Если обе стороны видят перспективу в этом сотрудничестве, договориться об условиях и сферах ответственности будет не сложно.

Как продавцу попасть на маркетплейс?

Некоторые платформы самостоятельно собирают информацию о наличии продукции в интернет-магазинах, сравнивают цены и перенаправляют покупателей на нужные страницы. В этом случае, от владельца ничего не требуется, но он и не получает ничего кроме ссылки на свой сайт. Один из самых популярных подобных сервисов в России это «Яндекс.Маркет». Поэтому особенности такого формата маркетплейсов есть смысл рассмотреть отдельно.

Более серьезные в плане ответственности перед приобретателями площадки требуют прохождения определенной процедуры. Производителю потребуется пройти через следующие этапы:

  1. Заполнение формы с указанием сферы своей деятельности и описанием товаров и услуг
  2. Предоставление всех легальных документов
  3. Принятие условий сотрудничества
  4. Подача заявки
  5. В случае положительного решения, заключение контракта

В зависимости от сервисов, предоставляемых платформой, могут потребоваться дополнительные документы и процедуры.

Маркетплейсы или монобрендовые магазины?

Монобрендовый магазин в современном мире — это способ организации бизнеса, который предполагает производство и продажу товаров под одним брендом. Производитель имеет собственную платформу в интернете, сам контролирует доставку и процесс работы с клиентом.

Отсюда вытекают особенности взаимодействия маркетплейсов с крупными компаниями, такими, как монобрендовый магазин. Например, вы можете приобрести продукцию Apple как на их собственном сайте, так и практически на любой площадке по продаже техники в интернете.

Говорить о том, какой способ организации продажной системы более выгоден, было бы неразумно. Это очень сильно зависит от специфики бизнеса. Монобрендовый магазин позволяет создать имидж бизнеса. Для большинства направлений бизнеса подходящим решением будет использование этих двух каналов продаж одновременно.

Заключение

Существуют правила, ограничения и особенности актуального учета при работе с маркетплейсами. Иногда, несмотря на все преимущества, бизнес не может прийти к согласию и выбирает свой путь. Однако, в долгосрочной перспективе, это один из лучших каналов продаж, который помогает постоянно поддерживать ваш товар в поле зрения аудитории. Именно поэтому усилия, приложенные к установлению такого сотрудничества, чаще всего окупаются, особенно для малого бизнеса. Компания Cetera предлагает ознакомиться с особенностями эффективной и продуманной работы маркетплейсов и помогает организовать взаимодействие с ними.

Автор