О компании

Эссе о прохождении интенсива "Введение в профессию бизнес аналитика"

Интенсив «Введение в профессию бизнес-аналитика». Спикер Антон Антипин, генеральный директор Buisness Set

1. Исследование профессии.

Что такое бизнес-анализ? Инструмент познания и постоянного совершенствования бизнеса.

Бизнес-аналитик - специалист (проводник организационных изменений), который используя инструменты и методы бизнес-анализа, разрабатывает и помогает предприятию внедрять организационные изменения. ОИ - основа развития любого бизнеса, так как именно они позволяют предприятию регулярно достигать поставленные цели, изменять свое состояние от текущего к целевому (Н: кофейня - сеть кофеен - федеральная сеть кофеен).

Рекомедуемая книга для изучения CBOK 4.0.

Цели бизнеса

Структура бизнеса

Н: Цель - завоевать рынок смартфонов. Нужно построить цепочку процессов от поставки материалов и выпуска продукции до продажи смартфона и получения прибыли.

Направления бизнес-анализа:

  • Аналитик данных отвечает за ресурсы и данные;
  • Процессный аналитик за бизнес-процессы;
  • Системный аналитик за информационные системы.

Общая технология бизнес-анализа.

В основе лежит цикл Деминга: анализ - проектирование - внедрени - контроль.

Инструменты бизнес-анализа.

Подразделяются на методологии, софт, анализ и персонал.

Инструменты бизнес-анализа

Методологии:

  • Для постановки целей: OKR (objective and key result), BSC (сбалансированная система показателей - 4 сферы), MBO (management by objective);
  • В проектном управлении: Agile и Waterfall;
  • Для построения бизнес-процессов: нотации (EPC, BPMN, BFC, IDEFo), моделирование (проигрывание бизнес-процесса на модели, а не в реальности), Кайдзен (постоянное улучшение, тактика «малых побед»), реинжинирг (революционные изменения), теория ограничений, бережливое производство.

ПО:

Персонал:

  • Роли: взаимодействие с бизнес-окружением;
  • Навыки;
  • Знания: CBOK 4.0; Курс «Бизнес-аналитик».

Анализ:

  • Общие: SWOT-анализ; проблемное поле; конкурентные силы (5 сил по Портеру); матрица рисков (используется при описании процессов); причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы).
  • Бизнес-процессы: визуальный (визуальная работа с диаграммой процессов); статистический (предполагает сбор данных); функционально-стоимостностной; process mining (позволяет анализировать типовые маршруты бизнес-процессов которые выбирают исполнители).
  • Проекты: task mining (анализ информационной системы бизнеса).
  • Данные: BI; описательная статистика (позволяет сделать быстро первичную оценку ряда данных и сформировать модели решения).

Требуемые качества для бизнес-аналитика: лидерство; креативность; коммуникабельность; исполнительность.

2. Моделирование и анализ бизнес-процессов.

Результативность - способность поставлять продукт/услугу ожидаемого качества в ожидаемые сроки в ожидаемом количестве.

Эффективность - способность поставлять продукт/услугу с ожидаемым качеством наилучшим образом при минимально возможном наборе ресурсов.

Для каждого процесса должен быть подробно описан ожидаемый результат.

Бизнес-процесс - целенаправленная периодически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий, осуществляемая наилучшим образом, направленная на получение заданного результата, ценного для потребителя.

Чек-лист для описания бизнес-процесса

Чек-лист для описания бизнес-процесса.

Виды нотаций для описания процессов:

  • Диаграмма «Поток работ»;
  • Диаграмма ЕРС;
  • Диаграмма BPMN 2.0.

Кто описывает процессы?

Оптимально это владелец процесса (на стороне бизнеса) и бизнес-аналитик.

Как именно описывают процессы? В течение 45-60 рабочих дней.

Для ускорения прохождения этапа описания спикер рекомендует пользоваться новой технологией (возможно выдать результат через 3 дня): изучение документов по процессу (обработка значимой внутренней и внешней нормативной документации на стороне аналитика) - проведение моделирующей сессии (совместное описание идеального процесса со всеми ответственными лицами на стороне бизнеса и в присутствии аналитика) - формирование и защита регламента процесса (оформляется по шаблону организации).

Способы сбора информации:

  • Анкетирование (если документации по процессам нет);
  • Интервьюирование;
  • Моделирующая сессия (Бизнес-заказчик отвечает на вопрос «зачем?»; клиенты процесса отвечают на вопрос «что?»; держатели ресурсов отвечают за поставку ресурсов и вопрос «из чего?»; команда процесса отвечает за исполнение и вопрос «как?»).

Правила моделирующей сессии: строгая последовательность высказываний участников процесса; правило 2 минут (для каждого высказывающегося); говорит только один; присутствие лица, принимающего решение.

Опытная эксплуатация - регулярные еженедельные встречи команды процесса для обсуждения и корректировок при необходимости. Продолжительность 3 месяца в среднем.

Анализ бизнес-процессов:

  • Визуальный (групповая работа над схемой);
  • Статистический (работа с показателями, ориентированная на стабилизацию результата);
  • Функционально стоимостной (расчет себестоимости и стоимости цикла для выработки более точных управленческих решений для улучшения процесса).

3. Основы профессии.

Ключевые элементы визуального анализа бизнес-процесса:

  • Зона безответственности;
  • Коллективная ответственность;
  • Безрезультатные действия;
  • Бесполезные действия;
  • Циклы внутри процесса;
  • Избыточный контроль;
  • Простой в ожидании.

Часть времени посвящена разбору выполнения практического задания из второй части интенсива.

Получение посылки

Предлагаемые улучшения существующего процесса: оставить одно извещение вместо 2х; в бланк извещения 1 добавить напоминание о необходимости иметь при себе паспорт; объединить функции двух окон в одно.

По факту проведенных работ для более наглядного представления результатов рекомендуется давать сводные данные по оптимизации с конкретными цифрами.

Сводные данные по оптимизации