Интенсив «Введение в профессию бизнес-аналитика». Спикер Антон Антипин, генеральный директор Buisness Set
1. Исследование профессии.
Что такое бизнес-анализ? Инструмент познания и постоянного совершенствования бизнеса.
Бизнес-аналитик - специалист (проводник организационных изменений), который используя инструменты и методы бизнес-анализа, разрабатывает и помогает предприятию внедрять организационные изменения. ОИ - основа развития любого бизнеса, так как именно они позволяют предприятию регулярно достигать поставленные цели, изменять свое состояние от текущего к целевому (Н: кофейня - сеть кофеен - федеральная сеть кофеен).
Рекомедуемая книга для изучения CBOK 4.0.
Структура бизнеса
Н: Цель - завоевать рынок смартфонов. Нужно построить цепочку процессов от поставки материалов и выпуска продукции до продажи смартфона и получения прибыли.
Направления бизнес-анализа:
- Аналитик данных отвечает за ресурсы и данные;
- Процессный аналитик за бизнес-процессы;
- Системный аналитик за информационные системы.
Общая технология бизнес-анализа.
В основе лежит цикл Деминга: анализ - проектирование - внедрени - контроль.
Инструменты бизнес-анализа.
Подразделяются на методологии, софт, анализ и персонал.
Методологии:
- Для постановки целей: OKR (objective and key result), BSC (сбалансированная система показателей - 4 сферы), MBO (management by objective);
- В проектном управлении: Agile и Waterfall;
- Для построения бизнес-процессов: нотации (EPC, BPMN, BFC, IDEFo), моделирование (проигрывание бизнес-процесса на модели, а не в реальности), Кайдзен (постоянное улучшение, тактика «малых побед»), реинжинирг (революционные изменения), теория ограничений, бережливое производство.
ПО:
Персонал:
- Роли: взаимодействие с бизнес-окружением;
- Навыки;
- Знания: CBOK 4.0; Курс «Бизнес-аналитик».
Анализ:
- Общие: SWOT-анализ; проблемное поле; конкурентные силы (5 сил по Портеру); матрица рисков (используется при описании процессов); причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы).
- Бизнес-процессы: визуальный (визуальная работа с диаграммой процессов); статистический (предполагает сбор данных); функционально-стоимостностной; process mining (позволяет анализировать типовые маршруты бизнес-процессов которые выбирают исполнители).
- Проекты: task mining (анализ информационной системы бизнеса).
- Данные: BI; описательная статистика (позволяет сделать быстро первичную оценку ряда данных и сформировать модели решения).
Требуемые качества для бизнес-аналитика: лидерство; креативность; коммуникабельность; исполнительность.
2. Моделирование и анализ бизнес-процессов.
Результативность - способность поставлять продукт/услугу ожидаемого качества в ожидаемые сроки в ожидаемом количестве.
Эффективность - способность поставлять продукт/услугу с ожидаемым качеством наилучшим образом при минимально возможном наборе ресурсов.
Для каждого процесса должен быть подробно описан ожидаемый результат.
Бизнес-процесс - целенаправленная периодически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий, осуществляемая наилучшим образом, направленная на получение заданного результата, ценного для потребителя.
Чек-лист для описания бизнес-процесса.
Виды нотаций для описания процессов:
- Диаграмма «Поток работ»;
- Диаграмма ЕРС;
- Диаграмма BPMN 2.0.
Кто описывает процессы?
Оптимально это владелец процесса (на стороне бизнеса) и бизнес-аналитик.
Как именно описывают процессы? В течение 45-60 рабочих дней.
Для ускорения прохождения этапа описания спикер рекомендует пользоваться новой технологией (возможно выдать результат через 3 дня): изучение документов по процессу (обработка значимой внутренней и внешней нормативной документации на стороне аналитика) - проведение моделирующей сессии (совместное описание идеального процесса со всеми ответственными лицами на стороне бизнеса и в присутствии аналитика) - формирование и защита регламента процесса (оформляется по шаблону организации).
Способы сбора информации:
- Анкетирование (если документации по процессам нет);
- Интервьюирование;
- Моделирующая сессия (Бизнес-заказчик отвечает на вопрос «зачем?»; клиенты процесса отвечают на вопрос «что?»; держатели ресурсов отвечают за поставку ресурсов и вопрос «из чего?»; команда процесса отвечает за исполнение и вопрос «как?»).
Правила моделирующей сессии: строгая последовательность высказываний участников процесса; правило 2 минут (для каждого высказывающегося); говорит только один; присутствие лица, принимающего решение.
Опытная эксплуатация - регулярные еженедельные встречи команды процесса для обсуждения и корректировок при необходимости. Продолжительность 3 месяца в среднем.
Анализ бизнес-процессов:
- Визуальный (групповая работа над схемой);
- Статистический (работа с показателями, ориентированная на стабилизацию результата);
- Функционально стоимостной (расчет себестоимости и стоимости цикла для выработки более точных управленческих решений для улучшения процесса).
3. Основы профессии.
Ключевые элементы визуального анализа бизнес-процесса:
- Зона безответственности;
- Коллективная ответственность;
- Безрезультатные действия;
- Бесполезные действия;
- Циклы внутри процесса;
- Избыточный контроль;
- Простой в ожидании.
Часть времени посвящена разбору выполнения практического задания из второй части интенсива.
Предлагаемые улучшения существующего процесса: оставить одно извещение вместо 2х; в бланк извещения 1 добавить напоминание о необходимости иметь при себе паспорт; объединить функции двух окон в одно.
По факту проведенных работ для более наглядного представления результатов рекомендуется давать сводные данные по оптимизации с конкретными цифрами.