О компании

Эссе о прохождении курса «Знакомимся с профессией бизнес-аналитика» на платформе Skillbox

Спикер — Никита Аксютин, Lead business analyst, Lenovo. Более 7 лет в бизнес-анализе IT-проектов. Руководил группой аналитики при создании Единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок и Комплекса систем аналитики и автоматизации транспортной системы. Участвовал в разработке ПО для банков и страховых компаний.

Вебинар 1 «Знакомимся с профессией бизнес-аналитика»

Знакомство с инструментами аналитика и обучение описанию бизнес-процессы по моделям.

На первом вебинаре рассмотрены:

  • возможности skillset-аналитики;
  • особенности спроса на аналитиков в России;
  • направления бизнес-анализа;
  • инструменты, которые используют M-Shaped-специалисты;
  • задача, которая поможет пройти собеседование в Adobe.

Сначала было дано определение анализу в широком смысле слова. Это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств и составных частей объекта исследования. Подходы от частного к общему и от общего к частному категорически нельзя мешать между собой.

Обязанности аналитика: сбор информации о процессе, исследование, предложение изменений и документирование.

Роль бизнес-аналитика размыта между отраслями и работодателями, требования меняются, запросы различаются.

Аналитику рекомендуется: изучать разные подходы бизнес-процессов, модели, знакомиться с различными инструментами, языками программирования, изучать фреймворки для организации работы команд, изучать способы работы команд, логически подходить к сбору данных.

Приводится статистика и обзор заработных плат программистов, аналитиков разных уровней с нескольких источников.

Направления анализа: данные, системы, mobile, web, продукты, финансы, бизнес. В каждом направлении свои инструменты, системы автоматизации, роботизации, способы чистки информации.

Ширина (знание направление в целом) и глубина (компетентность в конкретном направлении) знаний в каждом являются показателями успешности аналитика. Сначала впитываются знания, потом ищем инструменты автоматизации, оптимизации работы, расширение числа направлений, бизнес аналитика, системный анализ, продуктовая аналитика. Путь к m-shape.

Задача: сколько смогут проехать 2 человека на мотоцикле при условии, что бака хватает на 100 км, а мотоциклов всего 50 шт? Однозначного решения задачи про мотоциклы не существует. Очень много комбинаций условий и ситуаций, от которых может зависеть решение.

Вебинар 2 «Изучаем инструменты аналитика»

Знакомство с инструментами аналитика и обучение применению их на практике.

На втором вебинаре рассмотрены:

  • сбор требований;
  • инструменты фиксации требований;
  • разницу между BPM и BPMN;
  • оптимизацию бизнес-процессов;
  • развитие навыков обработки информации.

Toolbox бизнес-аналитика

Требования:

  1. бизнес,
  2. пользовательские,
  3. системные.

Задание для бизнес-аналитика: что есть что? Проставить категории: скоуп (объем) проекта - 1, нефункциональные требования — 1-3, пользовательский сценарий — 2, точка зрения совета директоров — 1-2, UML-диаграмма интеграционного взаимодействия — 3, вводимые пользователем значения — 1-3.

Инструменты фиксации требований:

  • текстовые документы (Word, Jira, Confluence, MS Project, Miro и пр.),
  • иаграммы, схемы, интерфейсы (Power Point, Confluence+plugins, Miro, Visio, Bizagi, Figma и пр.).

BPM – концепция, которая позволяет отслеживать бизнес-процессы как ресурсы, которые подвергаются изменению. Основные принципы: понятность и видимость, которые достигаются за счет нотаций моделирования.

BPMN – система условных обозначений и их описания в XML для моделирования бизнес-процессов.

Роли: пулы и дорожки — разделение исполнителей. Каждая дорожка предполагает определенного исполнителя.

События: начальные, промежуточные, конечные. В процессах должно быть одно начальное событие, чтобы это помогло аудитории разобраться в процессе.

Действия: задача, транзакция, событийный подпроцесс, вызывающее действие.

Потоки: управления, по умолчанию, условный.

Логические операторы — помогают выстраивать верное ветвление процессов. Оператор ИЛИ; сложный оператор; исключающий ИЛИ, событийный (создает новый экземпляр); оператор И, событийный (создает новый экземпляр). Сложный нужно разбивать на простые для улучшения восприятия.

Данные: входные, выходные, объект данных, коллекция объекта данных, хранилище данных.

Описание объектов позволяет упростить восприятия бизнес-процесса.

Визуализация диаграммы. Использовать всю рабочую поверхность. Все должно быть понятно. Добиваемся простого и однозначного восприятия.

Оптимизация бизнес-процессов — это деятельность по максимизации выгодных параметров и характеристик процессов с целью изменений и выгоды от них.

Этапы оптимизации бизнес-процесса: изучение и формализация, консолидация и выделение метрик, определение областей применения, фиксация текущих показателей, ожидаемых показателей и функции расчета показателей, моделирование будущего процесса.

Задача: Построить модель процесса в нотации BPMN 2.0 (или взять готовый процесс), описать вводные к бизнес-процессу и определить критерии оптимизации бизнес-процесса.

Вебинар 3 «Изучаем основы бизнес-аналитики за 3 дня. Подводим итоги»

Подведение итогов для аналитиков:

  • разбор конкурсных работ;
  • подведение итогов интенсива;
  • награждение участников.

Даны комментарии/замечания по составлению бизнес-процесса «Макияж глаз», «Направление претензии к поставщику» и пр.

Много ошибок в схемах, где визуализировались бизнес-процессы — не подписаны блоки, не хватает окраски блоков, раскладывание дорожек, много лишних слов, нехватка пояснений.

Как развивать навыки обработки информации: создавайте иерархии потоков информации, сегментируйте информацию по ключевым признакам, создавайте специфические шаблоны для сбора информации, измеряйте собственные ресурсы на задачи, изучайте новые инструменты.