Спикер — Никита Аксютин, Lead business analyst, Lenovo. Более 7 лет в бизнес-анализе IT-проектов. Руководил группой аналитики при создании Единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок и Комплекса систем аналитики и автоматизации транспортной системы. Участвовал в разработке ПО для банков и страховых компаний.
Вебинар 1 «Знакомимся с профессией бизнес-аналитика»
Знакомство с инструментами аналитика и обучение описанию бизнес-процессы по моделям.
На первом вебинаре рассмотрены:
- возможности skillset-аналитики;
- особенности спроса на аналитиков в России;
- направления бизнес-анализа;
- инструменты, которые используют M-Shaped-специалисты;
- задача, которая поможет пройти собеседование в Adobe.
Сначала было дано определение анализу в широком смысле слова. Это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств и составных частей объекта исследования. Подходы от частного к общему и от общего к частному категорически нельзя мешать между собой.
Обязанности аналитика: сбор информации о процессе, исследование, предложение изменений и документирование.
Роль бизнес-аналитика размыта между отраслями и работодателями, требования меняются, запросы различаются.
Аналитику рекомендуется: изучать разные подходы бизнес-процессов, модели, знакомиться с различными инструментами, языками программирования, изучать фреймворки для организации работы команд, изучать способы работы команд, логически подходить к сбору данных.
Приводится статистика и обзор заработных плат программистов, аналитиков разных уровней с нескольких источников.
Направления анализа: данные, системы, mobile, web, продукты, финансы, бизнес. В каждом направлении свои инструменты, системы автоматизации, роботизации, способы чистки информации.
Ширина (знание направление в целом) и глубина (компетентность в конкретном направлении) знаний в каждом являются показателями успешности аналитика. Сначала впитываются знания, потом ищем инструменты автоматизации, оптимизации работы, расширение числа направлений, бизнес аналитика, системный анализ, продуктовая аналитика. Путь к m-shape.
Задача: сколько смогут проехать 2 человека на мотоцикле при условии, что бака хватает на 100 км, а мотоциклов всего 50 шт? Однозначного решения задачи про мотоциклы не существует. Очень много комбинаций условий и ситуаций, от которых может зависеть решение.
Вебинар 2 «Изучаем инструменты аналитика»
Знакомство с инструментами аналитика и обучение применению их на практике.
На втором вебинаре рассмотрены:
- сбор требований;
- инструменты фиксации требований;
- разницу между BPM и BPMN;
- оптимизацию бизнес-процессов;
- развитие навыков обработки информации.
Toolbox бизнес-аналитика
Требования:
- бизнес,
- пользовательские,
- системные.
Задание для бизнес-аналитика: что есть что? Проставить категории: скоуп (объем) проекта - 1, нефункциональные требования — 1-3, пользовательский сценарий — 2, точка зрения совета директоров — 1-2, UML-диаграмма интеграционного взаимодействия — 3, вводимые пользователем значения — 1-3.
Инструменты фиксации требований:
- текстовые документы (Word, Jira, Confluence, MS Project, Miro и пр.),
- иаграммы, схемы, интерфейсы (Power Point, Confluence+plugins, Miro, Visio, Bizagi, Figma и пр.).
BPM – концепция, которая позволяет отслеживать бизнес-процессы как ресурсы, которые подвергаются изменению. Основные принципы: понятность и видимость, которые достигаются за счет нотаций моделирования.
BPMN – система условных обозначений и их описания в XML для моделирования бизнес-процессов.
Роли: пулы и дорожки — разделение исполнителей. Каждая дорожка предполагает определенного исполнителя.
События: начальные, промежуточные, конечные. В процессах должно быть одно начальное событие, чтобы это помогло аудитории разобраться в процессе.
Действия: задача, транзакция, событийный подпроцесс, вызывающее действие.
Потоки: управления, по умолчанию, условный.
Логические операторы — помогают выстраивать верное ветвление процессов. Оператор ИЛИ; сложный оператор; исключающий ИЛИ, событийный (создает новый экземпляр); оператор И, событийный (создает новый экземпляр). Сложный нужно разбивать на простые для улучшения восприятия.
Данные: входные, выходные, объект данных, коллекция объекта данных, хранилище данных.
Описание объектов позволяет упростить восприятия бизнес-процесса.
Визуализация диаграммы. Использовать всю рабочую поверхность. Все должно быть понятно. Добиваемся простого и однозначного восприятия.
Оптимизация бизнес-процессов — это деятельность по максимизации выгодных параметров и характеристик процессов с целью изменений и выгоды от них.
Этапы оптимизации бизнес-процесса: изучение и формализация, консолидация и выделение метрик, определение областей применения, фиксация текущих показателей, ожидаемых показателей и функции расчета показателей, моделирование будущего процесса.
Задача: Построить модель процесса в нотации BPMN 2.0 (или взять готовый процесс), описать вводные к бизнес-процессу и определить критерии оптимизации бизнес-процесса.
Вебинар 3 «Изучаем основы бизнес-аналитики за 3 дня. Подводим итоги»
Подведение итогов для аналитиков:
- разбор конкурсных работ;
- подведение итогов интенсива;
- награждение участников.
Даны комментарии/замечания по составлению бизнес-процесса «Макияж глаз», «Направление претензии к поставщику» и пр.
Много ошибок в схемах, где визуализировались бизнес-процессы — не подписаны блоки, не хватает окраски блоков, раскладывание дорожек, много лишних слов, нехватка пояснений.
Как развивать навыки обработки информации: создавайте иерархии потоков информации, сегментируйте информацию по ключевым признакам, создавайте специфические шаблоны для сбора информации, измеряйте собственные ресурсы на задачи, изучайте новые инструменты.